Настроение. Сентябрь. Верзаков.
Вот и середина сентября подошла незаметно, с каждым днем мы все ближе к зиме. Второй день идет унылый непрекращающийся дождь, а, кажется, что ненастье стоит уже несчетное количество дней. Даже не верится, что начало сентября было почти летним. Природа одарила нас удивительно теплым и солнечным днем на 1 сентября, подняв тем самым настроение школьникам, студентам, педагогам и всем остальным обитателям нашего, чаще всего хмурого в это время города.
Златоуст в сентябре еще радует яркими красками, но сочный зеленый цвет листвы и травы тускнеет, постепенно становясь желто-красным. На городских клумбах, в основном, пестреют петунии, в частном секторе радуют глаз астры и георгины. Первый месяц осени немножко грустный, так не хочется расставаться с летом...
Сентябрь на Урале бывает такой разный, о его особых приметах с большой любовью написал наш златоустовский писатель Николай Васильевич Верзаков. Предлагаем к прочтению его рассказ «Природы увядание»:
«Резкое сокращение света. По ночам нередко заморозки. По утрам – густые туманы. Днем четко очернены дали. Тепло. Летают тенета. Светлеют речки. Погромыхивают последние грозы. Бабье лето – добрая и немного грустная улыбка природы.
В садах доцветают астры, флоксы, гладиолусы, настурции.
Зяблики, пеночки, горихвостки, славки – все, к голосам кого мы так привыкли за лето, а также многочисленная рать куликов, уток и прочей пернатой братии, уходят к берегам Средиземного моря и в Африку. Кому дальше лететь, тот снимается раньше.
Наши выводковые: глухари, тетерева, рябчики – отъедаются на ягодах, готовятся к зиме. Птенцы догнали их в росте. Красная пора для любителей ружейной охоты. Открытие сезона показало, что дичь в этом году есть. Почти никто из охотников не вернулся пустым. Но чтобы сохранить нужное количество животных, надо подчиниться жесткой самодисциплине и, как ни велик соблазн, не нарушать предписанных правил.
Но вот все чаще ясные дни сменяются обмочливыми дождями. Природа как бы недомогает. Деревья меняют цвет и начинают ронять листья. Вначале тополь, за ним липа, береза, черемуха, осина. Ольха осыпается зеленой.
Береза начинает подгорать с середины, исподволь, занимаясь все более и более, и, наконец, вспыхивает вся. Есть момент, обычно в третьей декаде, когда березовый лес будто одет желтым туманом, и от него как будто начнет исходить золотое сияние. Но простоит так два, а может, один только день и пожухнут краски.
Из ягод можно брать калину, черемуху, рябину. Но на первый план выступает брусника. Раньше её мочили непременно в кадках, готовили квасы, кисели, сиропы.
В корявых низкорослых сосняках россыпи клюквы – будущие морс и экстракты.
Идет второй, самый сильный слой опят. У иного пня сразу корзинку наберешь. Опенок – самый лучший в это время и самый вкусный гриб, к тому же чист и не поражается грибной мухой. На вырубках как будто великое сражение идет: опята берут пни приступом. При этом забираются иногда очень высоко. Мне приходилось встречать и фотографировать опята на старушке-березе метрах в трех от земли. Опята универсальны. Их можно варить, жарить, солить, мариновать. Вот один рецепт. Опята отварить, откинуть на дуршлаг. Нарезать помидор, побольше репчатого лука, добавить специи, растительного масло, соли по вкусу и тушить. Когда помидоры станут мягкими, тушить вместе с опятами на медленном огне в течение часа. Затем разложить по банкам и закатать.
Сентябрь богат. К тому же, ни один месяц года не подарит вам столько ярких картин и волнующих воспоминаний».
Подготовила Татьяна Желтышева, зав. сектором краеведческой информации информационно-библиографического отдела Центральной городской библиотеки
Фотографии предоставлены В. Левашовым (2018 г.)