Я – Земля! Я своих провожаю питомцев…
С незапамятных времен люди всматривались в бесконечные глубины космоса, любовались мерцанием бесчисленных миров. Величие и красота космоса всегда поражали человека.
Мысли о космических тайнах не покидали человечество на протяжении многих веков и постепенно Вселенная стала раскрываться перед людьми. Напряженное, сосредоточенное мышление и труд тех, кто отказался от удовольствий обычной жизни ради познания тайн космоса восторжествовали.
История космонавтики – это захватывающая повесть о реальных событиях с невымышленными действующими лицами.
Обрести крылья, покорить пространство и время, раздвинуть границы познания, проникнуть в тайны микромира и бесконечной Вселенной оставалось сокровенной мечтой человека во все исторические эпохи. Ради ее приближения творили и дерзали лучшие представители многих стран и народов: ученые и инженеры, романтики и прагматики. Все они в той или иной мере были единомышленниками Константина Эдуардовича Циолковского, утверждавшего, что Земля – колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели!
Сегодня мы расскажем вам о людях, которые посвятили себя разгадкам космических тайн…
Читальный зал ЦГБ
Королев Сергей Павлович – инженер-конструктор космической техники СССР. Руководил советской космической программой в годы ее создания. Его имя связано со многими великими достижениями первых десятилетий космического века. Королев был ведущим конструктором серий космических кораблей «Космос», «Восток» и «Союз». Кроме того, он сыграл главную роль в запуске «Спутника-1» (первого спутника в космосе), в запуске 1-го человека в космосе и первом выходе человека в открытый космос в 1965 году.
Королев С.П. родился 30 декабря 1096 года в Житомире (Украина). Среднее образование он получил в Одессе. Далее Королев учится в Киевском политехническом институте и в Московской высшей технической школе.
В 1929 году Королев оканчивает Московскую высшую техническую школу, получив диплом инженера по аэронавтике. После этого он начинает работать в авиастроительной промышленности. В свободное время Королев занят постройкой планеров.
В 1931 году Королев собирает Группу изучения реактивного движения. Через два года группа Королева запускает первую советскую ракету на жидком топливе. С 1941 по 1945 годы Королев занимается разработкой военных самолетов. После окончания второй мировой войны Королев начинает работать над созданием баллистических ракет дальнего радиуса действия.
С 1949 года Королев начинает регулярно запускать ракеты с подлежащим возврату грузом (в том числе и с животными). В 1956 году ему присваивается звание Героя Социалистического Труда.
В 1957 году под руководством Королева запущен первый искусственный спутник Земли. Королеву вручается Ленинская премия.
В 1961 году во многом благодаря научным работам Королева происходит космический полет Юрия Гагарина. Королеву вручается вторая золотая медаль Героя Социалистического труда.
14 января 1966 года во время проведения ему хирургической операции Королев умирает.
12 апреля 1961 года всю планету облетела неожиданная весть: «Человек в космосе!»Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» являлся гражданин СССР, летчик, майор Гагарин Юрий Алексеевич.
Первый космонавт планеты Земля Юрий Гагарин родился в 1934 году в городе Гжатске недалеко от Москвы. В пятнадцать лет Гагарин поступил в ремесленное училище города Люберцы, после окончания которого продолжил обучение в Саратовском индустриальном техникуме. Свободное время будущий космонавт проводил в аэроклубе, учился летать на самолетах, прыгал с парашютом. Пристрастие к небу привело Гагарина в Военное авиационное училище. Юношеское увлечение переросло в серьезную профессию.
После окончания училища Гагарин проходил службу в Военно-воздушных силах. Летал на новейших сверхзвуковых самолетах, охранял северную границу СССР. В 1960 году Гагарина зачислили в отряд космонавтом. Упорная, самоотверженная работа в тренажерных залах и учебных кабинетах Центра подготовки космонавтов привела к тому, что выбор наиболее достойного кандидата для участия в первом космическом полете пал именно на него.
12 апреля 1961 года взревели двигатели космического корабля «Восток – 1». Плавно оторвавшись от Земли, он отправился в глубины космического пространства. Весь мир облетело слово, сказанное в этот момент Юрием Гагариным: «Поехали!»
Гагарин пробыл в космосе 108 минут. При этом минимальное удаление его корабля от поверхности Земли равнялось 175 километрам, а максимальное – 302 километрам.
После полета Юрий Гагарин оказался в центре всеобщего внимания. Он посетил многие страны мира, и везде люди были покорены его обаятельной улыбкой и умом. Проложив дорогу в космос, Гагарин вернулся в авиацию, но уже не в качестве простого пилота, а летчиком-испытателем.
В 1968 году во время тренировочного полета на реактивном самолете первый космонавт нашей планеты Юрий Алексеевич Гагарин трагически погиб.
Титов Герман Степанович – космонавт СССР. Родился 9 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края. Окончив в 1957 году Сталинградское военное авиационное училище, проходил службу в авиационных частях Ленинградского военного округа. В 1960 году прошел отбор в первый отряд космонавтов. Был дублером у первого космонавта мира Юрия Гагарина.
6-7 августа 1961 года совершил орбитальный полет на космическом корабле «Восток – 2». За 25 часов 11 минут корабль сделал 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. Этот полет Титова доказал возможность и способность человека жить и работать в космосе.
В 1968 году Титов окончил Военно-воздушную академию имени Жуковского. В 1972 году после окончания Академии Генштаба он был назначен заместителем начальника Главного центра испытаний и управления космическими средствами, в июне 1973 года – заместителем начальника Главного управления Министерства обороны. С июля 1986 года до завершения службы в армии был первым заместителем начальника космических частей Министерства обороны.
Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, лауреат Ленинской премии, генерал-полковник авиации, кандидат военных наук.
Умер в 2000 году.
Леонов Алексей Архипович – космонавт СССР. Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Тисульского района Кемеровской области в семье шахтера. В 1953 году окончил среднюю школу и поступил в Чугуевское военное авиационное училище летчиков. После окончания училища проходил службу в авиационных частях Военно-Воздушных Сил СССР. В 1959 году прошел медицинский отбор для зачисления в отряд советских космонавтов, однако перед окончательной медицинской комиссией в феврале 1960 года передумал и решил возвратиться в свою часть для продолжения службы. Друзья уговорили его остаться, и в марте 1960 года Леонов был зачислен в отряд советских космонавтов. Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа «Восток», а затем типа «Восход».
Первый космический полет совершил 18-19 марта 1965 года в качестве второго пилота космического корабля «Восход – 2». 18 марта 1965 года первым в мире совершил выход в открытый космос. Во время выхода проявил большое мужество, особенно в нештатной ситуации, когда разбухший космический скафандр препятствовал возвращению космонавта в космический корабль. Выход в открытый космос продолжался 12 минут 9 секунд. При возвращении космического корабля на Землю отказала система ориентации, и космонавты, вручную сориентировав корабль, совершили посадку в запасном районе. Полет продолжался 1 сутки 2 часа 2 минуты. После совершения космического полета продолжил подготовку в отряде космонавтов. В 1967 году готовился в составе группы к полетам на Луну. Сначала был назначен командиром первого экипажа для облета Луны, а затем командиром первого экипажа по программе посадки на Луну. Если бы лунная программа СССР была реализована, Леонов должен был стать первым советским космонавтом, побывавшим на Луне. После закрытия лунной программы СССР продолжил подготовку к космическим полетам по программе долговременных орбитальных станций.
В 1968 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. В последующие годы неоднократно проходил подготовку к полетам, но по различным причинам полеты не состоялись: был командиром первого экипажа для полета на станцию «Салют – 2», которая в 1072 году была утерена в результате аварии ракеты-носителя, был командиром первого экипажа для автономного полета корабля «Союз – 12» в сентябре 1972 года, когда полет был отменен; был командиром первого экипажа для полета на станцию «Салют» в 1973 году. Когда из-за аварии бортовых систем станция не могла эксплуатироваться в пилотируемом режиме и получила наименование «Космос – 557». В 1974 году был назначен командиром первого экипажа во время советско-американского полета по программе «Союз – Аполлон».
Второй космический полет совершил 15-21 июля 1975 года в качестве командира космического корабля «Союз – 19». Во время полета была осуществлена стыковка с американским космическим кораблем «Аполлон». Эта была первая в мире стыковка кораблей двух разных стран. Полет продолжался 5 суток 22 часа 30 минут.
За два рейса в космос налетал 7 суток 33 минуты. С 1971 года являлся заместителем начальника Центра подготовки космонавтов имени Гагарина и командиром отряда космонавтов. В 1981 году защитил диссертацию и получил степень кандидата технических наук. С 1992 года – директор фирмы «Четек – космос». Действительный член Международной академии астронавтики.
Дважды Герой Советского Союза. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», медалями. Лауреат Государственной премии СССР.
Почетный гражданин городов Калуга, Пермь, Вологда, Кемерово, Нальчик, Калининград, Владимир, Белгород (Россия), Друсканинкай (Латвия), Караганда, Джезказган, Аркалык (Казахстан), Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Хьюстон, сан-Антонио, Сан-Франциско, Вашингтон, Атланта, Нашвилл, Солт-Лейк-Сити, Чикаго (США), Усти-над-Лабой (Чехия), Альтенбург (Германия) и других. Именем Леонова назван кратер на поверхности Луны.
Он автор книги «Особенности психологической деятельности космонавтов». Серьезно увлекается живописью. Неоднократно устраивались выставки его работ.
Шепард Алан – американский астронавт. 5 мая 1961 года Алан Бартлетт Шепард стал первым американцем, совершившим полет в космос, который длился 15 минут и 22 секунды. Запуск космического корабля «Свобода-7» с Шепардом на борту состоялся всего на 23 дня позже полета Юрия Гагарина. Кроме этого, 31 января 1971 года в составе экипажа «Аполлон-14» Шепард совершил полет на луну. Он стал пятым человеком, ступившим на ее поверхность, и первым, который сумел на ней поиграть в гольф.
Родился 18 ноября 1923 года в Ист-Дерри (штат Нью-Гемпшир). В 1944 году Шепард закончил отделение аэронавтики Морской академии в Аннаполисе (штат Мэриленд) и с 1947 года в качестве летчика-испытателя летает на новых реактивных самолетах.
27 апреля 1959 года Шепард включен в состав группы подготовки к первому американскому космическому полету.
5 мая 1961 года Шепард становится первым американцем, совершившим полет в космос. Со второй попытки происходит успешный запуск его корабля «Свобода-7» (тремя днями раньше запуск был перенесен из-за штормовой погоды). Шепард поднимается на высоту 185 километров, в течение 5 минут находится в состоянии невесомости, а затем возвращается на Землю, приводнившись в одном из районов Тихого океана. За этот полет президент Джон Кеннеди награждает Шепарда медалью «За выдающиеся заслуги».
31 января 1971 года к Луне запущен космический корабль «Аполлон-14» с Шепардом во главе. Вместе с другим астронавтом Эдгаром Митчеллом Шепард совершает два выхода на поверхность Луны общей продолжительностью 9 часов 24 минуты, в ходе которых они собрали 42 килограмма образцов лунного грунта. Прикрепив железный набалдашник к одному из инструментов, Шепард сооружает клюшку для гольфа и с ее помощью посылает мяч на сотню ярдов. 9 февраля 1971 года астронавты возвращаются на Землю. Шепард возглавляет работу департамента астронавтики и дослуживается до звания вице-адмирал ВМС США.
С 1996 года Шепард успешно занимается бизнесом. Кроме того, он является председателем фонда «Меркурий-7», который был создан для сбора средств на развитие наук. Умер в 1998 г.
Николаев Андриан Григорьевич – космонавт СССР. Родился 5 сентября 1929 года в деревне Шоршелы Мариинско-Посадского района Чувашской АССР. В 1947 году закончил Мариинско-Посадский лесотехнический техникум и по распределению был наплавлен на работу мастером треста «Южкареллес» на заготовке леса в Карелии. В Карелии проработал до 1950 года, когда был призван в ряды Советской Армии. Первоначально занимался на курсах воздушных стрелков, а в августе 1951 года был принят во Фрунзенское военное авиационное училище летчиков. После окончания училища в 1954 году, служил в авиационных частях в Подмосковье. В 1960 году был зачислен в отряд советских космонавтов. Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа «Восток». Являлся дублером Титова во время полета корабля «Восток-2» (август 1961 года).
Первый космический полет совершил 11-15 августа 1962 года на корабле «Восток-3». Впервые в мире был совершен групповой космический полет двух пилотируемых кораблей («Восток-3» и «Восток-4»). Полет продолжался 3 суток 22 часа 22 минуты. После полета продолжил подготовку в отряде космонавтов, с 1963 по 1968 год являлся командиром отряда космонавтов. В 1968 году закончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского.
В 1968-1974 годах – заместитель начальника Центра полготовки космонавтов имени Гагарина. Проходил подготовку к полету по лунной программе, являлся командиром одного из экипажей. После закрытия советской лунной программы готовился к полетам на кораблях типа «Союз».
Второй космический полет совершил 1-19 июня 1970 года в качестве командира корабля «Союз-9». В те годы это был самый длительный космический полет. После приземления из-за того, что космонавты мало занимались физическими упражнениями во время полета, возникли проблемы с адаптацией организма к земным условиям. Космонавты себя плохо чувствовали, не могли ходить. Это состояние в медицинской литературе получило название «эффект Николаева». Полет продолжался 17 суток 16 часов 58 минут.
За два рейса в космос налетал 21 сутки 15 часов 20 минут. В 1974 году назначен первым заместителем начальника Центра подготовки космонавтов и прослужил в этой должности до выхода в отставку.
Дважды Герой Советского Союза. Награжден двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного знамени, Красной Звезды, медалями. Награжден золотой медалью имени Циалковского, золотыми медалями «Космос», де Лаво и имени Гагарина.
Удостоен премии имени Даниэля и Флоренс Гуггенхеймов. Почетный член Международной академии астронавтики. Лауреат Государственной премии СССР. Почетный гражданин городов Калуга, Смоленск, Ржев, Махачкала, Нальчик, Каспийск (Россия). Караганда (Казахстан), Дархан (Монголия, София, Петрич, Стара-Загора, Варна, Плевен (Болгария), Карлови-Вари (Чехия), Буира (Алжир). Именем Николаева назван кратер на Луне.
Автор книг «Встретимся на орбите» и «Космос – дорога без конца».
Армстронг Нил Олден – астронавт США. Командир экипажа космического корабля «Аполлон-11», в июле 1969 году ступил на поверхность Луны и стал первым человеком, когда-либо ступавшим на какой-либо космический объект, кроме Земли. Его прогулка по луне, когда он произнес свои знаменитые слова: «Это всего лишь один маленький шаг для человека, но гигантский прыжок для всего человечества», стала одним из самых значительных событий в истории человечества. Он вернулся на Землю всеобщим героем, и его имя по-прежнему известно, хотя с того времени прошло более 40 лет. Один из лунных кратеров, находившийся недалеко от места посадки, был назван в честь Армстронга.
Родился 5 августа 1930 года в городе Вапаконета (штат Огайо, США). Свой первый полет на самолете он совершил в возрасте 6 лет. Разрешение управлять самолетом Армстронг получил раньше, чем водительские права.
В 1947 году Армстронг поступает в университет города Лафаейетт (штат Индиана, США), чтобы изучать аэронавтику. В этом же году он становится курсантом училища военно-морской авиации.
В 1950 году Армстронг совершает 78 боевых вылетов в Корее, один раз был сбит, награжден тремя медалями.
С 1955 года Армстронг работает в НАСА в качестве гражданского летчика-испытателя. Он одним из первых совершил полет на самолете «Х 15», который был способен развивать сверхзвуковую скорость и подниматься на большие высоты. 8 из 12 полетов, летавших на «Х 15», включая Армстронга, поднимались на высоту 80 км (в то время такое испытание считалось обязательным для будущего астронавта).
17 сентября 1962 года Армстронг зачислен в отряд астронавтов. Он стал первым американским гражданским астронавтом.
18 марта 1966 года в составе экипажа космического корабля «Джемини VIII» Армстронг совершает свой первый космический полет, который длится 10 часов 41 минуту. В ходе полета с автопилотируемой ракетой «Агена» была совершена первая стыковка в космосе. Неожиданно «Джемини VIII» начинает вращаться и выходит из-под контроля. Благодаря своему мастерству Армстронгу удается расстыковаться с «Агеной» и благополучно приводниться в тихом океане. Эта была первая в истории аварийная посадка американского космического корабля.
16 июля 1969 года вместе с астронавтами Эдвином Олдрином (1939) и Майклом Коллинзом (1930) Армстронг отправляется на Луну. Подлетев к Луне, основной модуль с Коллинзом на борту остается на орбите, а Армстронг и Олдрин, находясь в лунном модуле «Орел», совершают мягкую посадку в лунном Море Спокойствия. Более двух часов Армстронг и Олдрин проводят за пределами модуля. Они проводят ряд научных экспериментов, берут пробы лунного грунта и устанавливают научное оборудование для проведения экспериментов последующими экипажами. Кроме того, Армстронг и Олдрин оставляют на поверхности Луны плиту, ознаменовавшую их посещение Луны. 24 июля экипаж благополучно возвращается на Землю.
В 1970 году в университете Южной Калифорнии Армстронг получает степень магистра наук в области аэрокосмической инженерии. В этом же году выходи в свет его книга «Первый на Лене». В июле Армстронг назначен на должность полномочного представителя аэрокосмической ассоциации в НАСА.
С 1985 года Армстронг назначен в Национальную комиссию по космосу.
Гленн Джон – первый американский астронавт, вышедший на орбиту Земли. Его успешный полет состоялся 20 февраля 1962 года и обозначил начало серии американских пилотируемых полетов в космос. Будучи дублером в первых двух программах 2Меркурий», он все же стал первым американцем в космосе. В своей капсуле «Дружба-7» Гленн совершил три витка вокруг Земли менее чем за 5 часов. Это был его единственный космический полет, но его хватило, чтобы имя Гленна навсегда осталось в истории.
Джон Гленн родился 18 июля 1921 года в Кембридже (штат Огайо). В 1942 году заканчивает колледж в Маскингхэме и поступает в школу подготовки летчиков морской авиации.
В 1943 году Гленн направлен на службу в морскую пехоту (в дальнейшем он дослуживается до звания полковника). В течение второй мировой войны он служит на Тихом океане, а затем его переводят в Корею.
27 апреля 1959 года Гленн входит в состав группы из семи человек, готовящейся к космическому полету. Кроме него, в состав группы квлючены – Скотт Карпентер, Гордон Купер, Вирджил Гриссом, Уолтер Ширра, Ален Шепард и Доналд Слейтон. Эта группа известна под именем «Меркурий – 7».
20 февраля 1962 года Гленн становится первым американцем, совершившим орбитальный полет на космическом корабле «Меркурий – Дружба-7». Гленн стал третьим человеком (после Юрия Гагарина и Германа Титова), облетевшим вокруг Земли. Его полет длился 4 часа 55 минут.
В 1964 году Гленн уходит со службы в НАСА и из морской пехоты и начинает заниматься политикой. В ноябре 1974 года избирается сенатором от штата Огайо и становится первым астронавтом, участвующим в управлении государством. В 1980 году Гленн переизбран на пост сенатора от штата Огайо. Он также является членом совета фонда «Меркурий-?», который занимается сбором средств на развитие науки.
Терешкова Валентина Владимировна – первая в мире женщина-космонавт. Родилась 6 марта 1937 года в деревне Масленниково Тутаевского района Ярославской области. Закончила школу-семилетку, затем вечернюю школу рабочей молодежи. В конце июня 1954 года пришла на работу на Ярославский шинный завод в сборочный цех закройщицей. В 1956 году поступила в Ярославский заочный техникум легкой промышленности. Кроме работы и учебы в техникуме посещала местный аэроклуб, занималась парашютным спортом, совершила 163 прыжка с парашютом. Ей был присвоен первый разряд по парашютному спорту. В 1960 году закончила Ярославский заочный техникум легкой промышленности. В 1962 году была зачислена в отряд советских космонавтов. Прошла полный курс подготовки к полетам на кораблях типа «Восток».
16-19 июня 1963 года первой из женщин в мире совершила полет в космос на космическом корабле «Восток-6». Полет перенесла довольно тяжело, и это, вероятно, стало одной из причин того, что следующий полет женщины в космос состоялся только через 20 лет. Продолжительность полета составила 2 суток 22 часа 50 минут. После своего полета продолжала проходить подготовку в отряде космонавтов, но большую часть времени стала занимать общественная работа. Терешковой пришлось совершить немало поездок по городам СССР, по многим странам мира. В конце 1963 года состоялась ее свадьба с космонавтом Андрианом Григорьевичем Николаевым. Полагают, что этот брак в значительной степени был искусственным, к нему подталкивали и ученые-медики, которым хотелось продолжить начатые в космосе исследования поведения человеческого организма во время и после полета, и руководители советского государства, в первую очередь Никита Сергеевич Хрущев, который стремился устроить из этой свадьбы очередной пропагандистский трюк.
Одновременно с работой в Центре подготовки космонавтов и активной общественной деятельностью Терешкова поступила в Военно-инженерную академию имени Жуковского, которую успешно закончила в 1969 году, получив специальность летчик-космонавт-инженер. Активно занималась в отряде космонавтов до 1968 года, когда женская группа была распущена. Однако продолжала числиться в отряде космонавтов до 1987 года, а в 1985 году даже рассматривался вопрос о возможности ее повторного полета в космос.
В 1992 году являлась председателем президиума Российской ассоциации международного сотрудничества. В 1992-1995 годах – первый заместитель председателя Российского агентства международного сотрудничества и развития. С 1995 года – председатель Межведомственного совета по координации деятельности российских центров науки и культуры за рубежом.
Кандидат технических наук. Генерал-майор авиации. Герой Советского Союза. Награждена двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов. Медалями. Она почетный гражданин городов Калуга, Ярославль (Россия), Караганда (Казахстан), Витебск (Белорусь), Монтре, Дранси (Франция), Монтгомери (Великобритания), Полицци-Дженероза (Италия), Дархан (Монголия), София, Петрич, Стара-Загора, Плевен, Варна (Болгария), Именем Терешковой назван кратер на Луне.
Савицкая Светлана Евгеньевна – космонавт СССР. Родилась 8 августа 1948 года в Москве. После окончания средней школы поступила в институт и одновременно приступила к ознакомлению с авиационной техникой. Освоила следующие типы самолетов: МиГ-15, СиГ-17, Е-33, Е-66Б. Занималась парашютной подготовкой. Установила 3 мировых рекорда в групповых прыжках с парашютом из стратосферы и 15 мировых рекордов на реактивных самолетах. Абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу на поршневых самолетах. За свои спортивные достижения в 1970 году была удостоена звания заслуженного мастера спорта СССР.
В 1972 году окончила Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. После учебы работала летчиком-инструктором. С 1976 года. Пройдя курс обучения в школе летчиков-испытателей, - летчик-испытатель Министерства авиационной промышленности СССР. С 1980 года в отряде космонавтов. Прошла полный курс подготовки к полетам в космос на кораблях типа «Союз-Т», и орбитальной станции «Салют».
С 19 по 27 августа 1982 года совершила первый полет в космос в качестве космонавта-исследователя корабля «Союз-Т7». Работала на борту орбитальной станции «Салют-7». Продолжительность полета полета 7 суток 21 час 52 минуты.
С 17 по 25 июля 1984 года совершила второй полет в космос в качестве бортинженера корабля «Союз-Т12». Вовремя работы на борту орбитальной станции «Салют-7» 25 июля 1984 года первой из женщин совершила выход в открытый космос. Время пребывания в открытом космосе составило 3 часа 35 минут. Продолжительность космического полета составила 11 суток 19 часов 14 минут.
За 2 рейса в космос налетала 19 суток 17 часов 7 минут. После второго космического полета работала в Научно-производственном объединении «Энергия». Инструктор-космонавт-испытатель 2-го класса.
В 1993 году покинула отряд космонавтов, а в 1994 году ушла из Научно-производственного объединения «Энергия» и целиком сосредоточилась на политической деятельности.
Дважды Герой Советского Союза, награждена двумя орденами Ленина и орденом «Знак почета». 16 золотых спортивных медалей СССР, удостоена специальной медали за установление женского мирового рекорда пребывания в открытом космосе.
Райд Салли Кристен – американский астронавт. Стала первой американкой, совершивший полет в космос в составе экипажа космического корабля многоразового использования «Челленджер». Райд провела на орбите 6 дней и стала 3-й женщиной в мире, побывавшей в космосе. В ходе полета она провела испытания новой системы – манипулятора (механическая рука), управляемого на расстоянии. Испытание заключалось в выводе спутника на орбиту. Это устройство было применено в последующих полетах для вывода на орбиту настоящих спутников и снятия старых спутников для ремонта. Успех Салли Райд показал, что женщины способны выполнять сложные работы наравне с мужчинами.
Родилась 26 мая 1951 года в Лос-Анджелесе (штат Калифорния). В 1969 году Райд оканчивает среднюю школу Уэстлейк в Лос-Анджелесе. Салли становится победителем юношеского чемпионата Америки по теннису и собирается стать инструктором.
В 1977 году Райд обращается в НАСА с целью попасть в отряд астронавтов. Через год в числе пяти других женщин Райд отобрана для подготовки полета первой американской женщины-астронавта. В Стэнфордском университете она получает степень доктора философии.
В ноябре 1981 года Райд начинает работать в Центре управления полетами. 18 июня 1983 года она становится первой американской женщиной, побывавшей в космосе. Ее полет на борту космического корабля многоразового использования «Челленджер» длится 6 дней.
5 октября 1984 года Райд совершает свой второй полет на «Челленджере», который длится 8 дней. В 1986 году она назначена в комиссию по расследованию причин катастрофы «Челленджера», В этом же году она становится членом Основной планирующей группы НАСА, отвечающей за разработку космических программ.
В 1987 году Райд уходит из НАСА и возвращается в Стэнфордский университет в качестве представителя Центра национальной безопасности и контроля над вооружением в Пало-Альто (штат Калифорния).
Кондакова Елена Владимировна – космонавт Российского космического агентства. Родилась 30 марта 1957 года в городе Мытищи Московской области.
Кондакова закончила Бауманский институт в 1980 году и начала работать в Российском космическом агентстве «Энергия» над выполнением научных проектов, экспериментов. В 1989 году она была отобрана как кандидат в космонавты предприятием «Энергия» и направлена в Центр Подготовки космонавтов имени Гагарина для прохождения курса общей космической подготовки. После окончания курса в марте 1990 года ей была присвоена квалификация космонавта-исследователя. С января 1994 года она готовилась для участия в 17-й основной экспедиции на станцию «Мир» как член основного экипажа.
С 4 октября по 9 марта 1994 года Кондакова выполнила свой первый полет на борту корабля «Союх-ТМ17» и орбитальной станции «Мир» как инженер 17-й основной экспедиции. Она провела в космосе 169 дней, в том числе 5 дней с космонавтом НАСА Норманом Тагардом. Программа включала также совместный полет в течение месяца с немецким астронавтом Ульфом Мербольдом.
Елена Кондакова совершила полет как специалист на американском корабле серии «Спейс Шаттл» (миссия STS-84) 15-24 мая 1997 года. Это шестой полет «Шаттла» на орбитальную станцию «Мир».
Елена Кондакова награждена медалью «Герой России».
В освоении космического пространства принимали участие не только представители СССР и США.
В 1976 году было принято решение об участии граждан восточноевропейских стран в пилотируемых полетах на советских космических аппаратах в рамках программы «Интеркосмос».
Первичный медицинский отбор в космонавты проводился Националь-ными медицинскими комиссиями, заключительный этап отбора – в Центре подготовки космонавтов (ЦПК). При этом кроме хорошего состояния здоровья и высоких профессиональных качеств учитывались моральная стойкость, эрудиция и другие показатели.
В конце 1976 г. по два показатели от трех – Чехословацкой Советской Социалистической Республики, польской Народной Республики и Германской Демократической Республики – прибыли в ЦПК и приступили к занятиям. Подготовка велась по отработанной схеме, но в сокращенном объеме. Полеты планировались короткие (семь суток), и, в отличие от основных экспедиций, их называли экспедициями посещения. Иностранный космонавт имел статус космонавта-исследователя. Кроме того, поскольку экипаж корабля «Союз» состоял из двух человек, он должен был выполнять и функции бортинженера, т.е. помимо своей непосредственной задачи по проведению научных исследований уметь выполнять ориентацию и спуск корабля.
Первым зарубежным «гостем» на станции «Салют-6» стал гражданин Чехословакии Владимир Ремек (март 1978 г.), затем поляк Мирослав Гермашевский (июнь-июль 1978 г.) и немец Зигмунд Йен (август-сентябрь 1978 г.).
Вторая группа включала представителей от Народной Республики Болгарии, Венгерской Народной Республики, Республики Куба, Монгольской Народной Республики, Социалистической республики Румынии. Она приступила к подготовке в марте 1978 г. однако если в первой группе все шесть кандидатов были летчиками, учились в летных училищах в СССР и говорили по-русски, то во второй ситуация оказалась не столь блестящей. Одна из причин – пресловутый языковой барьер – представитель Кубы Арнальдо Тамайо Мендес совсем не знал русского языка, плохо им владели и румыны. Поэтому был создан специальный курс по изучению русского языка, который вели преподаватели Института дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Тамайо Мендес приложил героические усилия и сумел подготовиться и успешно выполнить полет (1980 г.).
Другая серьезная проблема: космонавты из Монголии и Румынии имели инженерное образование, но у них отсутствовала летная подготовка. Пришлось составлять ещё и особые летную и парашютную программы.
Трудностей возникала масса. И космонавты принимали живейшее участие в их разрешении.
Дружба. Которая зародилась на столь нелегком пути к полету, сохранилась на всю оставшуюся жизнь.
В июне 1979 г. в ЦПК прибыли представители Социалистической Республики Вьетнам Фам Туан и Буй Тхань Лием. Особых проблем с их подготовкой не возникало: оба летчика, оба принимали участие в боевых действиях, оба закончили советские училища, оба хорошо говорили по-русски. Фам Туан совершил полет в космос в 1980 г.
Успешное выполнение программы «Интеркосмос» показало, что международное сотрудничество в космосе можно и нужно развивать, что оно предоставляет огромные возможности для установления плодотворных связей между странами. И эта работа продолжалась: на станции «Салют-7» побывал представитель Индии Ракеш Шарма (1984 г.), а с началом эксплуатации орбитального комплекса «Мир» запуски запуски международных экипажей проводились регулярно.
Наиболее яркие впечатления от совместных полетов сохранились у француза Жана Лу Кретьена. Первый раз он совершил семисуточный полет на станции «Салют-7» в 1982 г., второй – уже на комплексе «Мир» в 1988 г. в составе основной экспедиции в течение 24 суток. Он первым из иностранных космонавтов вышел в открытый космос, где вместе с Александром Волковым на протяжении шести часов выполнял задания.
В общей сложности к 2007 г. подготовку ЦПК прошли почти 90 иностранцев. Из них на отечественных кораблях в космос летали более 40, некоторые дважды. Теперь на орбиту запущена Международная космическая станция, и российские космонавты проходят подготовку в Хьюстоне и летают на американских челноках.
История освоения космического пространства, место и роль человека в этой процессе составляют основу для понимания целей и задач космонавтики.
К настоящему времени космическая деятельность и профессия космонавт стали если не заурядностью то, во всяком случае, обыденностью (хотя степень героизма, связанного с ней, отнюдь не уменьшилась.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Алексеев, В. Тернистый путь к гагаринскому «Поехали» / В. Алексеев // Эхо планеты. – 2009. – № 46. – С. 14 – 15.
2. Батурин, Ю. «Поехали!»: Полет Юрия Гагарина стал взлетом всего человечества / Ю. Батурин // Российская газета. – 2011. – 12 апреля. – С. 1; 9.
3. Батурин, Ю. «Союз»-«Аполлон»: Забытые факты первого советско-американского космического полета / Ю. Батурин // Международная жизнь. – 2005. – № 6. – С. 109 – 126.
4. Бугров, В. Циолковский и Королев: мечты и реальность / В. Бугров // Наука и жизнь. – 2007. – 9. – С. 30 – 32.
5. Валентина Владимировна Терешкова // Семашко, И.И. Сто великих женщин. – М.: «Вече», 2006. – С. 264 – 268.
6. Грюнберг, П.Н. «СП – это я, а спутник – ПС» / Н.П. Грюнберг // Военно-исторический журнал. – 2007. – № 5. – С. 31 – 37.
7. Губарев В. Маршальский жезл для мамы / В. Губарев // Наука и жизнь. – 2000. – № 6. – С. 66 – 73.
8. Губарев, В. Старт новой эпохи / В. Губарев // Родина. – 2011. – № 4. – С. 3 – 5.
9. Данилкин, А. Космические первопроходцы / А. Данилкин // Военно-исторический журнал. – 2001. – № 4. – С. 30 – 35.
10. Королев, Ю.А. Основоположник практической космонавтики / Ю.А. Королев // Физика в школе. – 2007. – № 1. – С. 73 – 78.
11. Космическая коммуналка все же строится // Эхо планеты. – 2000. – № 9. – С. 14 – 16.
12. Лебедев, В. У Главного конструктора / В. Лебедев // Студенческий меридиан. – 2007. – № 10. – С. 15 – 17.
13. Серегина, А.П. Гагарин всех нас позвал в космос / А.П. Серегин // Военно-исторический журнал. – 2006. – № 12. – С. 42 – 45.
14. Фомин, Г. В апреле 1961-го / Г. Фомин // Родина. – 2011. – № 4. – С. 16 – 17.
15. Энциклопедия для детей. Космонавтика / гл. ред. Е. Ананьева. – М.: Аванта+, 2004. – 448 с.
16. Я познаю мир. Космос : энциклопедия. – М. : «Изд-во АСТ», 2001. – 480 с.