А знаете ли Вы, как выбрать место для битвы? Что лучше - быстрая атака или затяжная оборона? Можно ли превратить поражение в победу? Почему триста спартанцев смогли удержать тысячную армию персов? Как Александру Македонскому удалось завоевать весь мир? Для чего Александр Суворов учил военную азбуку? Все это и многое другое Вы узнаете в "Книге будущих командиров" писателя Анатолия Митяева.
Этокнига-справочник, книга-энциклопедия, рассказывающая обо всех родах войск, о вооружении древних римлян и древних русов, о знаменитых сражениях, о том, что каждый полководец имеет свой неповторимый почерк, о том, как менялось оружие с течением времени. А.В. Митяев создал детскую энциклопедию о военном искусстве всех времен и народов.
Впервые «Книга будущих командиров» увидела свет в 1970 году. В 2020 году ей исполняется 50 лет. Каждое последующее издание дополнялось и совершенствовалось. Так было до самых последних лет. Когда в 2002-м петербургское издательство «Литера» задумало выпустить «Книгу…» в очередной раз, Анатолий Васильевич не только дополнил её новыми данными (фактами, цифрами, именами, которые по разным причинам не могли быть включены ранее), но и основательно переработал целые разделы, посвящённые революции, гражданской и Великой Отечественной войнам, современному состоянию российской армии. Заметим: не перелицевал, сообразуясь со злобой дня, но тщательно переработал, переосмыслил и постарался изложить свою позицию спокойно, убедительно и с большим достоинством.
Умение четко мыслить и излагать отличает как талантливого писателя, так и настоящего военного. Недаром самая первая глава самого первого раздела называется у Митяева «И слово может воевать». Она рассказывает о спартанцах, особое место в своём военном искусстве отводивших умению говорить кратко, ясно и точно.
Сам Анатолий Васильевич владел этим мастерством безукоризненно. Послушайте, как он начинает книгу, и обратите внимание, какие простые слова он находит, чтобы легко и просто ввести читателя в курс дела:
«Военная азбука придумана очень давно, когда оружием были лук и меч. Подобно буквам, которые тоже придуманы в древности, элементы военной азбуки служат нам и поныне.
Из букв складываются слова и фразы, из элементов военной азбуки — короткие бои и гигантские сражения. Действия одного солдата и действия армии можно разделить на составные части, как слова или фразы».
Так, буква за буквой, разбирает Митяев сначала слова, а потом и фразы военной истории. И хотя звучат они на самых разных наречиях —на греческом, латыни, персидском, китайском, древнеславянском (многие народы успешно изучали и создавали воинскую науку), автор легко переводит это многоголосие на язык, понятный любому подростку.
Но не только понимать услышанное помогает Митяев своим читателям, он заставляет их самостоятельно мыслить, извлекать информацию из любых источников (например, летописей), сопоставлять факты и делать выводы.А это полезно не только «будущим командирам».
Примечательно, что книгу, обращённую к ним, сам Анатолий Васильевич выстраивает как талантливый стратег и превосходный тактик. Если в первых главах он опекает и муштрует своих юных подопечных, то вторая её половина предназначена уже для самостоятельного освоения: тексты более развёрнуты, заключения и выводы не всегда очевидны и однозначны — словом, там есть где развернуться пытливому и талантливому читательскому уму. А чтобы читатель не заскучал, Митяев использует простые, но весьма эффективные приёмы: то переключает внимание на какую-нибудь яркую деталь, то дает подборку занимательных фактов. Вот, например, знаете ли вы, что древние славяне использовали в качестве мощного оружия диких пчёл? Или что в русской армии XVIII века на службе состояли единороги?.. Прибавьте к этому карты сражений, изображения оружия и доспехов, портреты героев —и тогда вы сможете по достоинству оценить совместные усилия писателя и художников.
Сам автор о своей "Книге будущих командиров" говорил так: "Конечно, не все, кто будет её читать, станут командирами, но одна из задач книги - побудить желание читателя стать профессиональным военным...»
Детская библиотека №9