Мы приходим домой, привычно вставляем ключ в замочную скважину, открываем дверь… на замок обращаем внимание лишь тогда, когда он отказывается работать. А догадываетесь ли вы, как много существует разновидностей этого «устройства для запирания дверей, шкафов, ящиков мебели, несгораемых шкафов и пр.» — так их определяет энциклопедия?
История не сохранила ни конструкции первого замка, ни имени первого изобретателя. Но до наших дней дошли три основных вида замков: накладные, висячие и врезные.
Накладной замок, пожалуй, самый древний. Родина его — Древний Египет, а оттуда он пришел в Грецию и Рим. Таким замком пользуются и в наше время. Основная его часть — так называемый запорный брус двери. Это довольно толстая прочная доска, в которой просверливали несколько отверстий. В отверстия вставляли палочки-штыри, которые свободно передвигались вверх и вниз. Число штырей и их расположение придумывал сам хозяин. Точно также располагались неподвижные штыри на доске-ключе. Ключ просовывали в вырез двери и через отверстия в брусе штырями ключа выталкивали подвижные штыри замка— дверь открыта. Правда, ключи у этих замков были великоваты — по полметра. Связку их носили на плече, были они символом принадлежности к знати и знаком почета.
Мастера Рима научились делать миниатюрные замочки для шкатулок. Ключи от них носили на пальцах, как кольца. Причем, и замки, и ключи уменьшились настолько, что изготавливать их стали ювелиры. А замок, предназначенный для защиты драгоценностей, сам нередко был объектом покушения воров. Римские ремесленники ответили на это изобретением замка с поворачивающимся ключом. Надежность замков повышали также тайные предохранители.
В Средние века конструкция замков еще более усложняется, их делают из металла. Замковая пластинка, которая закрывала укрепленный на двери механизм, покрывалась всевозможными орнаментами. Часто под орнамент для красоты подкладывали кожу, ткань или пергамент. Украшения в виде веток, цветов, диковинных животных образовывали канал для ключа, помогавший попадать ключом в скважину даже в темноте.
В эпоху Возрождения в конструкции замков появились усовершенствования — стали делать несколько горизонтальных засовов и гнезд для ключей. Рычаговое устройство с внутренней стороны двери давало теперь возможность открывать ее изнутри без ключа и легко вынимать ключ из незакрытого замка, что до сих пор не так-то просто было сделать.
В это время механизм замка перестали прятать от взглядов — его выставляют на всеобщее обозрение, крепя на внутренней стороне двери. А поскольку стремление к красоте было свойственно эпохе Ренессанса, то и замки стали превращаться в маленькие шедевры кузнечного искусства. Сначала украшали узорчатые края замка с отверстиями для гвоздей. Позже и сам замок стали покрывать изображениями побегов, листьев и цветов и всевозможными фигурами — дельфинов, морских чудовищ, звериными мордами. Нередко для украшения использовали гравюры известных художников, перенося сюжеты на корпус замка.
Висячие замки изобрели в Китае, а затем они попали в Индию, Персию и Рим. На Руси висячие пружинные замки делали уже 900 лет назад (в Западной Европе в Средние века их даже называли «русскими», поскольку привозили их из Руси, где были самые искусные мастера-замочники). Замки эти состояли из корпуса и дужки — ее вынимали из корпуса при отпирании. Одна ветвь дужки была гладкая, на другой делался запирающий механизм.
В одном из московских документов ХVII века сохранилась запись: «Куплено в замочном ряду 2 замка вислые за 5 алтын 4 деньги», то есть за 17 копеек. Если учесть, что целый воз мелкой рыбы стоил в те времена 2 рубля, то цена за замки была немалая.
В. В. Богданов, С. Н. Попова
(по материал журнала « Костер» , май-июнь 2008 года)