Привет ребята!
Я, Кузя Страничкин, снова рад вас приветствовать!
Недавно мой одноклассник Ильдар сказал, что они всей семьей готовятся встречать Эмель!
«ЭМЕЛЬ»! Вслушайтесь как волшебно звучит это слово. Мне сразу стало интересно что же это такое? Конечно, я пошел в библиотеку чтобы все выяснить. Очень хочу рассказать вам что же я узнал!
«Эмель» - праздник солнечных лучей. Какой же народ придумал такой поэтический праздник? Это татары. Празднуется эмель весной. Весна — это пробуждение природы от зимнего сна, начало новой жизни. Эмель это древний татарский Новый год, праздник, который символизирует уход зимы и приход весны. У других, родственных татарам народов, этот праздник сегодня носит название Науруз или Навруз. Он отмечается днём - народными гуляниями, состязаниями батыров и красавиц, песнями и плясками, а вечером в кругу семьи.
Задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 см и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Но на этом приготовления не заканчиваются. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз - чтобы стать основой для ещё одного праздничного блюда - сумаляк.
Перед Эмель или Наврузом нужно покаяться в грехах, примириться с недругами, простить долги. В эти дни добрые ангелы-фаришта приносят изобилие и благоденствие тем, у кого чисты помыслы, кто светел душой, у кого убрано в доме, потому что люди верили - чистота пространства вокруг человека отражает ясность его внутреннего состояния. Кроме того, к злопамятным и вредным грязнулям добрые ангелы даже заглядывать не станут.
Поэтому перед Эмель или Наврузом хозяева стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Также перед праздником украшают дома, убирают мусор на улице.
Обязательно стирается одежда, особенно детская - ведь дети считаются больше всех подвержены сглазу, а вода все должна смыть.
Неделя перед Наврузом считалась посвященной душам предков. Предков поминали, делая им подношения и прося у них помощи в будущем году, защиты от бед.
Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения. В "среду радости" (последнюю среду перед Эмель) на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов.
Сам праздник начинается затемно, когда, надев новые одежды, вся семья собирается за столом, на который ставят новую посуду. Стол на Навруз накрывают особый и называют его "хафт-син". Обязательно на столе должны быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы "син": семена руты - сипанд, яблоко - себ, черные косточки - сиахдане, дикая маслина - санджид, уксус - сирке, чеснок - сир и сумаляк - блюдо, для приготовления которого используют зерна проросшей пшеницы.
Магические семь предметов и продуктов на столе становятся символическим даром Солнцу, которое, принимая этот дар, должно позаботиться о богатом урожае.
Кроме того, на столе ставится зеркало и зажигают по числу членов семьи свечи, которые нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательно большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи. Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась.
На территории нашей Челябинской области проживает почти 19 тысяч татар, которые 20 и 21 марта будут встречать этой древний праздник Эмель или Навруз.
Вот какой это оказывается интересный праздник! Я рассказал о нем всем своим одноклассникам и вам заодно. А ещё я мне очень понравилась история блюда сумаляк, которое обязательно должно быть на праздничном столе, но об этом я вам расскажу в следующий раз.
Ваш Кузьма Страничкин, читатель ЦДБ